Афоризмы  |  35 - Мой тренерский опыт ( статья )

                                                       МОЙ   ТРЕНЕРСКИЙ   ОПЫТ                   Опубликовано – 29,01,16г
                                                                                                                                Автор : Кулешов В.П.   
Задача статьи, расставить ориентиры, буйки к которым нужно стремиться или за которые нельзя заплывать.
Трактовка большинства спортивных терминов используемых в статье – авторская.

       1.  ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ : ( 12 )
1. СПОРТ – это  Результат,  Политика,  Работа,  Деньги.
     ФИЗКУЛЬТУРА – это  Здоровье,  Долголетие,  Досуг,  Общение.        
2. Физическая нагрузка рекомендуется : Женщинам – Настоятельно ;  Мужчинам – Обязательно.
3. В  Спорте  за последние  50-лет  Шесть  Крупных  Открытий  : 1. Лыжи – Коньковый ход,
    2. Бокс– Маятник (Тайсон), 3. Высота– Ф.Флоп /ц.т. под планкой/ 4. Шест– Техника на гибком шесте
    5. Толкание ядра – Метод  Кругового Маха  Барышников,  6. Бег – 800м ( Юрий  Борзаковский, а это
         обратная последовательность энерго– обеспечения бегуна, во время бега от аэробного к анаэробному)
4. ТРЕНЕР – это система упражнений строго направленного воздействия /кумулятивный эффект/, плюс
                         строгий  контроль за нагрузкой по всем разделам и восстановлением.
5. По какому предмету в школе нет учебника– по физкультуре, за ненадобностью или не могут написать.
6. Три профессиональных уровня : 1. Массовик Затейник– как правило, преподаватель физкультуры,
     начинающий тренер, может удержать класс, группу; хорошо если интересно, чем бы не занимались,
     главное, чтоб двигались. 2. Тренер– преподаватель : Может и учит основным двигательным навыкам:
     бег- прыжки- метания- лыжи- коньки- плавание и т.д., даёт знания здорового образа жизни     
     3. Тренер высших спортивных достижений: знания функциональной, скоростно-силовой, технической,
          тактической и т.д.
7. Спортсмены – даже получив специальное образование, чаще так и остаются спортсменами,
                                не став тренером.
8. Как все науки можно привести к общему знаменателю – через математику,
     так все виды спорта можно привести к общему знаменателю – через лёгкую атлетику
9. Как правило, тренер по игровым видам спорта знает два раздела теории Физ. Воспитания техника и
     тактика своего вида и одно упражнение на координацию : бег спиной.  При этом владеет большим
     количеством разно-векторных, разнонаправленных упражнений, критерием же у них является кол-во
     комбинаций.  Исключение – наш великий хоккейный тренер Тарасов, единственный у кого всё и
     всегда правильно. / любая кино-нарезка /
10. Все чемпионы мира в игровых видах спорта базируются на первом разряде в лёгкой атлетике. Из
       фильма о Пеле : бежит 100м- 10,8, в тренировке использует бег с барьерами, метание копья. Вопросы
       на засыпку любому тренеру по футболу :1.Что общего в метании копья и ударе ногой по мячу; поэтому
       Д. Бекхем пасует так далеко и так точно, а наши, как начал удар ягодичной мышцей, ей и закончил,
       пас на 10м ошибка 20-30 градусов. 2.Что такое скорость? Если знали, не давали бы такие упражнения,
       как топтание на месте или между отметками. /ответы ниже/ При этом Пеле и наш Стрельцов – игра
       обоих размашистая на большой амплитуде, качали своих и чужих.  Аршавин – талантливый игрок,
       захлёбывается частотой, заблокирован тазобедренный сустав, отсюда колебания корпуса, поэтому
       следующее тех.-действие, после того как корпус вернётся.
11. В боксе : любители-3рауна, профи-15 /перевести на л/атлетику любители спринт-20м, профи-100м/
       такого нет ни в одном виде спорта. Темп боя молодого Тайсона, с 1 по 15 раунд – ураган, Кличко
       в 4 раунде встаёт на четвереньки от бессилия. / Роль функциональной подготовки /
12. Задачи Спорткомитета :
      1. Обеспечить приоритет нашим национальным видам спорта, с учётом традиций и сложившейся
          системы подготовки : У нас волейбол – у них баскетбол ; у нас русский бильярд – у них пул и т.д.
      2. Срочно решать кадровую проблему, в 90 годы ведущие тренеры уехали за границу, детские тренеры
          массово ушли в бизнес, произошёл разрыв поколений – отсюда низкое качество специалистов,
          плюс правительство решило добить отрасль – сняв надбавку с детских тренеров за педагогический
          стаж. Спрашивается, а каких результатов вы ждёте от менеджеров.

      2.  ЧТО  НЕОБХОДИМО  ЗНАТЬ  КАЖДОМУ  ТРЕНЕРУ : ( 15 )
1. Принципиально разные тренерские задачи : стать специалистом или любой ценой подготовить чемпиона
2. Хороший тренер знает, что делать и как делать, но главным здесь является третий компонент– источник
     энергии.  Без его учёта тренировка превращается в бесконтрольный процесс гадания на кофейной гуще.  
3. Первостепенная задача детского тренера в любом виде спорта, увеличить систолический объём сердца,
     это фундамент будущих побед и гарантия спортивного долголетия.   
4. Тренировка – это строительство тела под будущую специфику нагрузки, при этом обязательно учитывать
     положительный или отрицательный перенос двигательного навыка.
     / трение качение : вело- коньки- лыжи. Плавание – изокинетический режим /
5. Самым важным, из всех физических качеств, для большинства видов спорта – является скорость.
6. Количество повторений гарантирует рост результатов только в детском возрасте.
7. Техника – всего лишь средство раскрытия возможностей спортсмена.
8. Сам факт пребывания на спортивном объекте, не гарантирует рост результатов и укрепление здоровья.
9. За тренировки на асфальте лишать диплома. / Кроме спортивной ходьбы / В 50е – 60е годы, девочки
       массово играли на асфальте в классики, скакали на скакалке ; теперь массово мучаются спиной.
10. Травма – это случайность, глупость спортсмена или методические просчёты тренера.   
11. Тренера по волейболу, скрыто калечат, не подготовив позвоночник к специфике нагрузки.  
12. Тренера по гандболу, баскетболу, Б/теннису, скрыто калечат тазобедренный сустав, не подготовив его
        к специфике нагрузки. Но так как между занятиями спортом и операцией по замене сустава проходит
        примерно 30-35 лет, мало кто увязывает эти события между собой.
13. При покупке автомобиля, главным критерием является объём двигателя, тренера по игровым видам
       спорта, мощность энергоустановки спортсмена практически не учитывают. / Раздел 5 /
14. Человек не чувствует : как растёт, стареет, слабеет, спивается  / Роль контрольных нормативов /
15. Не существует золотого упражнения ни в одном виде спорта, главное методика, система
       и регулярность, наложенные на природные данные спортсмена.

        3.  МЕЛИЦИНСКИЕ  И  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ : ( 10 )
1. ВРАЧ – специалист по болезням,  ТРЕНЕР – в том числе должен быть и специалистом по здоровью
     Отсюда логистика : Врач – болит, не болит; Тренер – работает, не работает.
2. Лицо – это табло внутреннего состояния организма. На нём проецируются, все скрытые процессы,
     происходящие внутри. Многие из них можно отследить без сдачи дорогостоящих анализов, по цвету
     лица, состоянии кожи, наличии прыщей, морщин, цвету языка, роговицы глаза и т.д.
3. Сауна – тонизирует, баня – расслабляет, контрастный душ – игра капилляров. Раньше считалось, что
     прыгнув из бани в снег, водоём, человек тонизирует и восстанавливает нервную систему, но оказалось,
     что при этом повышается и уровень тестостерона. / Естественный допинг /
     Наша  народная традиция – гарантия  « Сибирского здоровья »  
4. Многомерность сообщающихся сосудов организма : лимфа-моча-кровь-сперма-слюна-слеза. Где
     лимфа– это помойное ведро куда сбрасываются все шлаки. Когда ведро переполняется, то шлаки
     разносятся по всему организму, складируются. Как чистить лимфу ?  /раздел № 34 Функ. физзарядка/
5. ЗДОРОВЬЕ это :  - количество капилляров на единицу сечения мышечной ткани
                                     - чистые сосуды с прочными стенками
                                     - большой систолический объём сердца /разовый выброс/ - низкий пульс в покое
     Мощный мужской торс - это красота, ничего общего со здоровьем. От недостатка силы и гибкости,
     инфаркты и инсульты не случаются, то есть здоровье, условно на 70% зависит от функциональной  
     подготовки, на 20% от силовой и на 10% от гибкости.
6. Красота фигуры – это состояние мышечной ткани / дряблость-упругость-объём /, не путать со
                                       здоровьем, вывод – немощь не может быть красивой  
7. Психологический износ наступает при натаскивании как в спорте, так и в учёбе.
8. Спортсмен – может это сделать, тренер – знает, как этому научить и что для этого нужно.       
9. Спортивная шутка : врачи диагностировали перетренировку у футболиста.  
10. Дети смотрят на тренера как на бога, постарайтесь не разочаровать их ни сейчас, ни потом и
      остаться для них старшим товарищем и компетентным наставников. 

     4.  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  КОМПЕТЕНТНОСТЬ : ( 16 )
1. Сила тренера в его знаниях.
2. У каждого тренера свои критерии систематизации упражнений, вопрос они есть и какие ?  
3. Чем отличается тренировка от натаскивания / развивающими вкраплениями /
     При натаскивании используется только то, что заложили мама с папой.
4. Не знаешь основ функциональной подготовки – в подготовительный период тренируйся на песке,
     как Бразильцы.
5. Основы функциональной подготовки  :
  - кол-во бензобаков в организме их автоматическое переключение без мёртвых зон при изменении
    интенсивности или времени выполнения.
  - тренируются на одном, соревнуются на другом
  - низкий индивидуальный порог закисления, т.к. самая интенсивная нагрузка – сама игра, сам бой и.т.д.
    Это возможно даже при высоком уровне тренированности, самая распространённая ошибка.
  - индивидуальный порог закисления поднимается и скоростью и объёмом на необходимый для данного
    вида спорта и разряда уровень.
  - передача нервного сигнала- в синапсе  хим. способом. Отсюда : время реакции, кол-во технич. брака
  - второе дыхание : народное выражение / в футболе ещё открывается, в волейболе никогда /
  - волейбол особняком, хотя наш нац. вид: скрытый травматизм, спрыгивание при неукреплённом
    позвоночнике, до сих пор используют упражнения с резиной.
6. Основы силовой подготовки  :
  - 3 способа развития силы : или Максимальный Вес или Макс. Скорость или Макс. Кол-во повторений ;
    с распределением по годам, с учётом возраста, разряда и по периоду в годовом цикле.
  - По режиму работы : уступающий- преодолевающий- смешанный- изометрический- изокинетический в воде.
  - По интенсивности : 1. Максимальная сила : прыжок, удар, бросок ; 2. Мощная сила : спринт, барьерный бег,
    прыжковые серии, силовые серии с весом и без до 30 сек, бег вверх по лестнице 3. Силовая выносливость :
    бег на средние и длинные дистанции с поясом, силовые серии от 30 сек и больше, скакалка и т.д.
  - Виды силы, определение приоритетов силы для данного вида спорта :
                       1. Относительная сила / сила относительно веса : подтягивание, прыжок с места /
                           На ней базируются такие виды спорта как гимнастика, в л/атлетике - спринт, прыжки.
                       2. Абсолютная сила / приседание со штангой, метания /
                           На ней базируются такие виды спорта как штанга, боьба сумо, в л/атлетике - метания.
  - Контроль : На основе этого и правильный подбор контрольных нормативов / 6. 3. /
7. Принцип формирования двигательного навыка  /Доп. информация/
8. Что такое удар в боксе, волейболе, футболе, метание копья – это передача энергии по кинематики цепи,
     при синхронизация работы мышц. /то есть: сила переходит в скорость, при тяге резины : скорость в силу/
9. Что такое скорость – это продвижение проекции центра тяжести по поверхности дорожки, поля, паркета.
     / В условных единицах : длина шагав-5, умножить на частоту шагов-5=получим оптимальную скорость 25/
     / Если соотношение длины и частоты изменится, например 7х3= то скорость будет уже 21 /
       Как оптимизировать компьютер спортсмена – / Доп. информация  /
10. Что такое скоростной барьер – это постоянная скорость выполнения двигательного навыка.
       Как обойти его формирование: Постоянно расшатывать, изменяя вес, исходное положение, в гору с горы,
       бег с шиной, с манжетами на руках, ногах, поясе и т.д.
11. Шкала интенсивности воздействия на организм /по вертик./ : Самые бесполезные упражнения : сгиб
       пальца, двигать ушами – самое эффективное : Бег по лестнице. Пример - футбол нашпигован
       упражнениями для старшей группы детского сада, то есть, сплошная работа для столовой.  
       Шкала объёма энерго-затрат /по гориз./ : от сгибания пальца, двигать ушами – до марафона
12. Коэффициенты общего объёма нагрузки на весь организм в зависимости от вида спорта и применяемых
       упражнений :   0 – сгибание пальца,   1 – если только руки = мал. круг кровообращения,
       2 – плавание (лёжа + изокинетический режим),    3 – бег,     5 – бег по песку.
13. Унифицировать двигательные навыки, например разбег в таких видах как : длина-копьё-шест-высота.
14. Развитие координации :1. Всё делать с 2х рук и ног ; 2. Кувырок вперед- назад- лев. боком- прав. боком и
       после каждого бегун ускорение, метатель бросок, баскетболист, волейболист в кольцо, боксёр грушу и т.д.
15. График энергетического коромысла  : должен  соответствовать данному виду спорта и разряду :
       Скорость-Скоростная выносливость-Выносливость = Сила- Мощность- Силовая выносливость./ Раздел 5 /
16. Золотое правило : / Последовательность скоростно-силовых упражнений внутри одного занятия
       по Верхошанскому :  можно начать со 2го, можно с 3го, или техника + 4й,  главное не переставлять  /
       1. Короткие прыжки / с места, 3й, 5й /  2. Короткий спринт / 30-100м /  3. Длинный спринт /150-400м/
       4. Длинные прыжки / Прыжковые серии различной наполняемости / 50-100м /   

 По мере роста теоретических знаний тренеру приходится периодически пересматривать рабочие планы.
 Из опыта : После очередной корректировки, составил план, обсчитал его, получил снижение нагрузки
 по объёму, но более жёсткую по интенсивности, спортсменам не сказал – постоянно интересовался их
 ощущениями. Их оценка– стали меньше тренироваться. Выполнила норматив М.С. в женском многоборье !

       5.  ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ  В  ЗАВИСИМОСТИ  ОТ  СПЕЦИФИКИ  НАГРУЗКИ : ( 3 )
Если образно, то человеческий организм работает на трёх бензинах, в зависимости от усилия, интенсивности
     и длительности работы : за счёт белков, жиров, углеводов. То есть каждому человеку, от рождения, даётся
     три бензобака по 5 литров, под воздействием тренировки каждый из них можно увеличить условно до 100
     литров. С учётом специфики тренировки, получаем, Спринт : 100л.-60л.-20л. Марафон : 20л-60л.-100л.
     / Наглядно видны различия в графиках энергетического коромысла для данных видов спорта /
     Тайсон :100л.-100л.-60л. Барселона : 100л.-100л.-60л.; отсюда % владение мячом и групповой отбор.
     Л/атлетика : такие виды как многоборья, 400м, 400с/б, 800м – должны иметь : 100л.-100л.-90л.  
1. Тренировка за счёт белков /силовые упражнения, спринт, прыжки/: Увеличивает мышечную массу,
     переплавляет жир в мышцы, укрепляет стенки сосудов, но при том же систолическом объёме сердца;
     увеличивает потолок давления и пульса, не увеличивая капиллярную сеть, характерен высокий пульс даже
     в покое. У качков – сердце отдыхает только во сне т.к. осталось прежним, а масса увеличилась, то есть
     работает с перегрузом. Из игровых видов сюда подходят : волейбол- бадминтон- настольный теннис.
     Новичка, тренировка в этом режиме ждёт – боль в мышцах.   
2. Тренировка за счёт жиров, которые горят в топке углеводов /функциональная мощность/ : универсально
     для здоровья, в основном это беговые упражнения в переменном режиме можно на дорожке, для начала
     ускорение 50м – ходьба 50м, по самочувствию увеличивать дистанцию, также бег вверх по лестнице в
     подъезде-вниз шагом, выпрыгивание с гирей 8-10 подходов по 20 раз и больше, для подготовленных,
     ускорения по песку, снегу. Увеличивает систолический объем сердца, запускает процесс прорастания
     капиллярной сетью, повышает индивидуальный порог закисления, пульс в покое падает, синхронизирует
     работу всех функций организма. Рекомендуемый пульс 160-200 уд.м. / пульс 180 уд.м.- когда разговор
     прерывается дыханием, 2 раза в неделю, устойчивый эффект через 3 месяца. Из игровых видов сюда
     подходят : Футбол – Хоккей – Пляжный волейбол – Баскетбол – Большой теннис.
     Новичка, тренировка в этом режиме ждёт – болевой печёночный синдром, кол в груди, второе дыхание
3. Тренировка за счёт углеводов / выносливость / : кросс- лыжи- вело- плавание, виды перечислены по мере
     снижения тренировочного воздействия на организм, но если вы бывший пловец, то вы сможете  
     нагрузиться и плавая. Минусы- не всем подходит психологически, требует много времени, условия -  
     парк, лес, пляж, бассейн. Увеличивает систолический объем сердца, запускает процесс прорастания
     капиллярной сетью, незначительно повышает индивидуальный порог закисления, пульс в покое падает,
     синхронизирует работу всех функций организма. Рекомендуемый пульс до 120-160 уд.м.
     Время тренировки от 15 мин. для новичков ; до 1,5 часов для подготовленных. Сюда относится : лыжи,
     плавание, велосипед, бег, ходьба с палками. Из игровых видов: Бильярд- 2/3часа топтания вокруг стола.
     Новичка, тренировка в этом режиме ждёт – болевой печёночный синдром, возможна боль в спине,
     в коленных и тазобедренных суставах, особенно при беге по асфальту.

       6. СПОСОБЫ  КОНТРОЛЯ – ТЕСТИРОВАНИЕ : ( 5 )
1. Контрольные нормативы – это стержень, каков стержень, такова и методика тренировки. Их отсутствие
     подтверждает бессистемность и лишает возможность оперативного контроля.
2. Отсутствие средств оперативного тренерского контроля - Тренировка вслепую.
     / пульс=рулетка см.+метры=секундомер время=беговой объём км.=прыжковый объём кол-во и т.д./     
3. Личный дневник спортсмена с универсальными тестами для скоростно-силовых видов спорта, плюс три
     индивидуальных коэффициента /Доп. информация/ Предусматривается обязательный системный приём
     контрольных нормативов 3 - 6 раза в год.  Особенно рекомендуется в игровых видах спорта, единоборствах,
     где победитель определяется по занятому месту, а не по результату как в л/атлетике.
4. Отталкиваясь от вчерашнего /самочувствия или результата в игровых видах и т.д./ невозможно точно
     определить, где вы находитесь в данный момент по абсолютной шкале / роль контрольных нормативов /  
5. Если нюансы движения нельзя разглядеть – их можно услышать

7. РАЗРАБОТКА  КОНКРЕТНЫХ  РЕКОМЕНДАЦИЙ : ( 8 )
1. Используемая тренировочная база и набор средств
2. Планирование : Тренировочный план, на такой-то период, в годовом цикле.
   - Плюс : Фактически выполненный план /травма-погода-смена места занятий/ по каждой тренировке.
     Где персонально по каждому спортсмену : в беговых дисциплинах / дистанция- время- пульс /
     В прыжках, метаниях = результат- кол-во прыжков, бросков и т.д. + контрольные нормативы.
   - Только такой подход, позволить проанализировать проделанную работу / сделать правильный вывод /
     и будет способствовать росту тренерского мастерства.
3. Не засорять компьютер спортсмена, навыками из несовместимых видов спорта
       / трение качения : вело-коньки-лыжи ; плавание – изокинический режим /
4. Анализ упражнения для данного вида со знаком + и –  / – убрать /
5. Их место в тренировочном занятии /короткие прыжки-короткий бег-длинный бег-длинные прыжки/
     в годичном и недельном цикле /преодолевающий-уступающий-смешанный изометрический режимы.
6. Учитывать хвост, как различных видов нагрузки, так и средств восстановления.
       / уступающий – 2/3 недели, преодолевающий – 1/2 недели, русская баня – 1/2 недели /
7. Общая рекомендация : по асфальту не бегать и на нём не играть.    
8. В основе плана : Энергетическое коромысло для данного вида спорта.

 P.S. :  За каждым пунктом этой статьи, стоит определённый блок упражнений, поэтому начинающему
          тренеру необходимо вначале их наработать, затем убедиться в их эффективности, определить их
          место во всех периодах и циклах подготовки. То есть это процесс бесконечный и творческий.

 

Всего комментариев: 1

Профессор Селетков 03.04.2016 21:14
Статью прочитал - я под впечатлением. А впечатление такое, что стою на пороге пересмотра известного и освоения нового пласта знаний физкультурной и спортивной подготовки, возможно создания системы, толчком к которому послужило то, что прочитал.

Оставить комментарий